Давайте на примере DAF немного познакомимся с этими системами.
Зачем это все надо? Ответ очевиден - чем больше у машины степеней защиты, тем меньше вероятность возникновения нештатной ситуации, которая может привести и к трагическим последствиям.
Да, на легковых автомобилях системы активной безопасности применяются повсеместно и постоянно модифицируются.
В варианте с грузовиком, а тем более - с автопоездом (тягач+полуприцеп), актуальность стабильного прогнозируемого движения становится еще более актуальной.
Итак:
EBS - электронно-пневматическая тормозная система. Система EBS позволяет получать оптимальное соотношение между тормозными силами отдельных колес, а также их разделение между тягачом и прицепом. Дополнительно повышается активная безопасность грузового автомобиля и безопасность движения за счет сокращения тормозного пути и лучшей устойчивости грузовика или автопоезда. Измерительными устройствами служат датчики перемещения педали тормоза, расположенные в тормозном кране, датчики действительного давления, размещенные непосредственно в приборах тормозного привода и датчики скорости вращения колес, расположенные в ступичном узле аналогично датчикам ABS. Электронный блок служит для управления всей системой.
Как это выглядит?
DAF сделал видео, и мы их публикуем в нашей статье.
Эффектно, не правда ли? А самое главное - эффективно!
Поехали дальше?
ACC.
Adaptive Cruise Control.
Адаптивный круиз-контроль предназначен для автоматического управления скоростью движения автомобиля. Адаптивный круиз-контроль является дальнейшим развитием системы круиз-контроля, которая поддерживает заданную постоянную скорость движения.
Система адаптивного круиз-контроля включает датчик расстояния, блок управления и исполнительные устройства.
Датчик расстояния устанавливается на переднем бампере или решетке радиатора автомобиля. Радиус действия датчика составляет порядка 150 м. В последних разработках адаптивного-круиз-контроля используется датчики расстояния короткого и длинного диапазонов. Датчик короткого диапазона обеспечивает замедление автомобиля до полной остановки. Датчик длинного диапазона – до 30 км/ч. Это расширяет функциональные возможности системы и позволяет ее использовать при движении автомобиля с малой скоростью на небольшой дистанции (например, при движении в "пробках").
Электронный блок управления принимает сигналы от датчиков расстояния, а также входную информацию от других систем, с помощью которых определяется:
скорость и дистанция до впереди идущего автомобиля;
скорость управляемого автомобиля;
угол поворота рулевого колеса;
боковое ускорение;
радиус кривой.
Программное обеспечение, установленное в блоке, сравнивает фактические параметры движения с заданными, на основании которого формируются управляющие воздействия по изменению скорости движения. Своих исполнительных устройств система АСС не имеет, а используют другие электронные системы автомобиля, с которыми связывается через соответствующие блоки управления.
Принцип работы - в двух словах, чтобы совсем скучно не было - система адаптивного круиз-контроля, опираясь на внешние факторы, поддерживает постоянное движение с учетом ускорений, замедлений и даже режимов экстренного торможения.
На больших скоростях изменение скорости происходит, в основном, за счет изменения режимов работы двигателя и КПП, а на малых - активно подключается тормозная система.
Как это выглядит?
Вот так, например:
Или так:
Информативно и понятно, не так ли?
Продолжим?
VSC (Vehicle Stability Control) – это система курсовой устойчивости. Данная система работает при взаимодействии антипробуксовочной, антиблокировочной систем, а также, используя систему управления дроссельной заслонкой.
Определение наступления аварийной ситуации осуществляется путем сравнения действий водителя и параметров движения автомобиля. В случае, когда действия водителя (желаемые параметры движения) отличаются от фактических параметров движения автомобиля, система ESP распознает ситуацию как неконтролируемую и включается в работу.
Стабилизация движения автомобиля с помощью системы курсовой устойчивости может достигаться несколькими способами:
подтормаживанием определенных колес;
изменением крутящего момента двигателя;
изменением угла поворота передних колес (при наличии системы активного рулевого управления);
изменением степени демпфирования амортизаторов (при наличии адаптивной подвески) .
При недостаточной поворачиваемости система ESP предотвращает увод автомобиля наружу за пределы траектории поворота, подтормаживая заднее внутреннее колесо и изменяя крутящий момент двигателя.
При избыточной поворачиваемости занос автомобиля в повороте предотвращается подтормаживанием переднего наружного колеса и изменением крутящего момента двигателя.
Подтормаживание колес производится путем включения в работу соответствующих систем активной безопасности. Работа при этом носит циклический характер: увеличение давления, удержание давления и сброс давления в тормозной системе.
В конструкции системы курсовой устойчивости могут быть реализованы следующие дополнительные функции (подсистемы): гидравлический усилитель тормозов, предотвращения опрокидывания, предотвращения столкновения, стабилизации автопоезда, повышения эффективности тормозов при нагреве, удаления влаги с тормозных дисков и так далее.
Все перечисленные системы, в основном, не имеют своих конструктивных элементов, а являются программным расширением системы ESP.
Давайте визуально посмотрим, как это. Опять же - на примере DAF Trucks
Мы постарались наглядно рассказать всего лишь о нескольких системах активной безопасности.
В заключение хотелось бы напомнить, что какими-бы "умными" системами ни был оборудован автомобиль, ответственность за спокойствие на дороге все равно лежит на водителе.
А без понимания работы этих систем, без слаженной работы электроники и опыта того, кто сидит за рулем, невозможно повысить собственную безопасность, безопасность окружающих, а так же сохранность техники и груза.
Всему этому можно научиться.
И эффективнее всего, например, у нас. Это не только самореклама, это констатация факта. Нам доверяют крупнейшие компании, имеющие достаточно большие автопарки.
Подробнее о том, что мы можем предложить вам, можно прочесть, перейдя по этой ссылке.
И, Спасибо, что дочитали до конца.
Сделаем вместе наши дороги безопаснее!
Пришла, наконец, пора выехать на дорогу – тут-то и возникает порой панический вопрос: а что дальше? Как расписавшемуся в своей неопытности новичку справиться со всем этим внезапно навалившимся на него грузом отчаяния и страха перед и во время поездки? Ведь спокойствие за рулем – залог принятия правильного решения в критической (и не очень) ситуации.
В начале 19 века английский изобретатель Джордж Кейли изобрел первые ремни безопасности. Их функционал до сих пор актуален.
Многие до сих пор спорят, ремни - благо или вред?